Вечерний Омск,
11 марта 2009 г.
Чего ждать водителям 840 просмотров
С 1 марта в России вступили в действие поправки к Закону об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Эти поправки предусматривают прямое урегулирование убытков от ДТП и упрощенную процедуру оформления ДТП - так называемый «европейский протокол». Однако, как обычно, новый закон станет испытанием на прочность и для водителей, и для страховщиков, поскольку многие процедуры и порядок возмещения убытков толком не прописаны.
Прямое возмещение убытков возможно, но... Напомним, что прямое возмещение убытков от ДТП — это возможность для потерпевшего обратиться в страховую компанию причинителя вреда или же к своему страховщику. Однако не во всех случаях. Прямое урегулирование возможно, если ДТП произошло с участием не более двух транспортных средств, причем застрахованных после 1 марта 2009 года. И только если вред был причинен лишь имуществу, т.е. в результате ДТП не пострадали жизнь и здоровье участников. Кстати, условия договоров ОСАГО, заключенных до 1 марта, сохраняют свою силу, но на них действие данного закона не распространяется. Добавим, что по норме закона срок урегулирования убытков при их прямом возмещении составляет 30 дней. Безусловно, на первом этапе сроки будут больше, чем практикуемые ранее, ведь будут возникать проблемы взаимодействия между страховыми компаниями виновников и потерпевших в ДТП. Есть и еще одна проблема. Сегодня мелкие страховые компании очень быстро исчезают с рынка. Так, в 2008 году с российского рынка ушла 71 компания, а за два месяца 2009 года - уже 22 компании. По последним данным на 1 марта, пять страховых компаний находится «в розыске», а у пяти приостановлены лицензии. Может ли потерпевший воспользоваться прямым урегулированием и обратиться в свою компанию за возмещением, если компания виновника ДТП, например, является банкротом? К сожалению, нет, говорят автостраховщики: если у компании причинителя вреда отозвана лицензия и она находится на пути к банкротству, то для урегулирования ущерба потерпевший должен обращаться в Российский союз автостраховщиков. Также «родная» страховая компания может отказать страхователю в выплате ущерба, если компания виновника ДТП заявит, что он не является ее клиентом. Ведь полис виновника может быть недействительным, может быть даже просто украден - естественно, по таким полисам страховщик платить не будет.
Ловушки «Европротокола» Упрощенная система оформления ДТП («европротокол») дает возможность его участникам не вызывать на место происшествия сотрудников ГИБДД, а самостоятельно заполнить извещения о ДТП, в том числе и схему аварии. Однако участники ДТП смогут воспользоваться «европротоколом» тоже только при вышеназванных условиях прямого урегулирования убытков. Плюс еще два условия: обстоятельства причинения вреда, характер и перечень видимых повреждений машин не вызывают разногласий участников аварии, а размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему, не превышает 25 тысяч рублей (кстати, по статистике - это 60-70% ДТП). Но здесь возможны проблемы. Например, после ДТП человек, видя своего любимого «железного коня» покалеченным, естественно, находится в стрессовом состоянии, так что определить ущерб на глаз участникам ДТП будет достаточно сложно. А если потом выяснится, что он превысил 25 тысяч рублей, а справок от ГАИ нет? Тогда, по закону, потерпевший уже не сможет предъявить страховой компании новые требования и ему останется только взыскивать с причинителя ущерба оставшуюся сумму в судебном порядке. Однако чем это закончится, пока сказать сложно, поскольку подобная судебная практика отсутствует. Кроме того, участники ДТП в состоянии понятного стресса не всегда смогут на месте и самостоятельно правильно определить вину друг друга и даже свое состояние здоровья. Ну а что будет, если, например, виновник ДТП потом откажется от своей вины? Тогда потерпевшему будет отказано в возмещении убытков, поскольку оно возможно только при обоюдном (!) согласии участников ДТП относительно его обстоятельств, характера и перечня повреждений. Это - одно из основных требований при упрощенной системе оформления ДТП. Так что сотрудники ГИБДД по-прежнему будут вызываться на места дорожно-транспортных происшествий, хотя если когда-то для них сумасшедшим днем был день, когда происходило 100 ДТП, то сейчас ежедневно происходит 150-200 дорожно-транспортных происшествий. Неудивительно, что порой сотрудники ГИБДД «едут» на место происшествия по 3-4 часа (к слову, в Омске их «рекорд» прибытия на место дорожно-транспортного происшествия составляет... одни сутки). Директор ООО «Омская служба аварийных комиссаров» Юрий Юренко тоже считает, что поправки к Закону об ОСАГО, касающиеся прямого возмещения убытков от ДТП и «европротокола», еще достаточно «сырые» и не обкатаны на практике. «Страховщики к ним еще не готовы, и у страхователей-первопроходцев возможны проблемы. Так что мы пока рекомендуем потерпевшим в ДТП действовать по старой схеме возмещения ущерба, тем более что у них, как правило, есть выбор», - говорит Ю. Юренко. - Когда в 2003 году вводился в действие Закон об ОСАГО, он тоже был довольно «сырым», -напоминает директор Омского филиала компании «Росгосстрах» Станислав Хомяков, - однако год от года этот закон «отшлифовывался» и его действие становилось все четче и четче. На сегодня ситуация аналогичная. Полагаю, что до конца года механизмы действия «европротокола» и прямого возмещения убытков отрегулируются.
Алексей ДЕКЕЛЬБАУМ
Вся пресса за 11 марта 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
7 апреля 2025 г.

|
|
Москва FM, 7 апреля 2025 г.
Водители могут оформлять краткосрочные полисы ОСАГО с 7 апреля

|
|
СенатИнформ, 7 апреля 2025 г.
Страховка за ущерб от гражданских дронов может увеличиться

|
|
Деловой Петербург, 7 апреля 2025 г.
Кошелёк или жизнь

|
|
Интерфакс, 7 апреля 2025 г.
Аграрии получили более 1 млрд руб. выплат за погибший в 2024 году от града урожай

|
|
Regnum, 7 апреля 2025 г.
Путин подписал закон, запрещающий навязывать дополнительные товары и услуги

|
|
ТАСС, 7 апреля 2025 г.
Страховой рынок должен адаптироваться для оформления договоров ОСАГО на 24 часа – РСА

|
|
ПРАЙМ, 7 апреля 2025 г.
Минтранс РФ поддержал идею ЦБ увеличить минимальную страховую сумму от ущерба БАС

|
|
Парламентская газета, 7 апреля 2025 г.
Продавцам запретили навязывать дополнительные услуги

|
|
Коммерсантъ-FM, 7 апреля 2025 г.
ОСАГО живет одним днем

|
|
Финмаркет, 7 апреля 2025 г.
Автостраховщики обсуждают вариант изменения исчисления периода действия 1-дневного полиса ОСАГО

|
|
КонсультантПлюс, 7 апреля 2025 г.
Суд не взыскал штраф за отсутствие заявлений о выборе клиники

|
|
Российская газета онлайн, 7 апреля 2025 г.
Страховщики начнут продавать короткие полисы ОСАГО по часам

|
|
Известия онлайн, 7 апреля 2025 г.
В РСА указали на проблемы введения полисов ОСАГО на сутки

|
|
НовостиВолгограда.ру, 7 апреля 2025 г.
Экономист рассказал, как климат уничтожит бизнес

|
|
Autonews.ru, 7 апреля 2025 г.
Страховщики рассказали о «коротких» полисах ОСАГО. 4 главных вопроса

|
|
ТАСС, 7 апреля 2025 г.
В РФ запретили навязывать покупателям приобретение дополнительных услуг

|
|
Адвокатская газета, 7 апреля 2025 г.
За рамками Закона об ОСАГО

|
 Остальные материалы за 7 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|